Ученые выяснили, почему галлюцинации индейских шаманов так реалистичны
28 октября 2011 года

Наркотический напиток айяуаска, окно в мир духов для индейцев-шаманов в Южной Америке, действует на мозг таким образом, что человек не может отличить видения от реальности благодаря тому, что галлюцинации проходят через зрительные центры мозга, пишет издание New Scientist.

Амазонские племена индейцев часто используют в своей религиозной практике напиток айяуаска, "лиану духов" на языке кечуа. Эта психоактивная смесь состоит из экстракта тропической лианы Banisteriopsis caapi и листьев некоторых других растений. Два основных компонента этой смеси - психоактивное вещество диметилтриптамин (DMT) и блокираторы моноаминоксидазы, помогающие молекулам наркотика проникнуть через кишечник.

Группа ученых под руководством Драулио де Араухо (Draulio de Araujo) из Федерального университета Рио-Гранде до Норте в городе Натал (Бразилия) проследила за изменениями в работе мозга любителей этого напитка после дозы айяхуаски.

Араухо и его коллеги собрали десять наркоманов-добровольцев, вручили им несколько фотографий и просили просмотреть их, периодически открывая и закрывая глаза. Ученые подготовили две серии снимков мозговой активности "шаманов" с открытыми и закрытыми глазами при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии и сравнили их. В первом случае зрительные центры мозга были активны, тогда как во втором случае они бездействовали.

Затем нейрофизиологи выдали порцию айяхуаски своим подопечным и еще раз просветили их мозг при помощи томографа. На этот раз снимки были практически неотличимы - центр зрения продолжал работать и при закрытых глазах. При этом зоны активности в мозге наркоманов сместились в так называемую "извилину морского конька", центр автобиографической памяти и хранения контекстуальной информации, и в "поле Бродмана" - области мозга, отвечающий за текущую память и фантазию.

Ученые полагают, что айяуаска в своем роде меняет направление потоков импульсов между отделами мозга, соединяя эти области со зрительными центрами мозга. Таким образом, человек, употребивший напиток, будет видеть то, что хранится в других центрах его мозга - мысли, желания и другие образы.